В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. К моменту выпуска из детского дома наши воспитанники должны подойти психологически готовыми ко вступлению во взрослую жизнь, что предполагает наличие способностей и потребностей, позволяющих наиболее полно реализовать себя в жизни, профессии. Теме осознанного выбора будущей специальности, определению уровня знаний воспитанников о рынке труда и был посвящен педагогический совет «Пути и средства повышения эффективности профессионального самоопределения воспитанников детского дома».
Предложенная руководителем педсовета Терских И.П. «Сказка о девочке-Скрепочке» показала, что случайный выбор профессии, несоответствующий истинным способностям и устремлениям воспитанника, может привести к ошибкам и разочарованиям, которые могут оставить горький отпечаток на всю жизнь. В наших силах сформировать представления детей о своем будущем месте в жизни, дать первоначальный опыт профессиональной деятельности в различных сферах социальной практики.
О реализации программы «Академия домашних волшебников», включающая в себя занятия по кулинарии, швейному делу и домоводству, рассказала присутствующим педагог дополнительного образования Тюменцева В.В. Основная цель ее практических занятий заключается в социальной пробе на кухне, в швейной и творческой мастерских. Воспитанники, устраивая кулинарные поединки, дни Самоварения, изучая «Поварскую волшебную книгу», получают знания о таких профессиях, как повар, повар-кондитер, технолог пищевого производства.
Немаловажна и роль воспитателя в профессиональном просвещении воспитанников. Именно педагоги знакомят детей с различными видами труда, разнообразием мира специальностей, потребностями страны, региона в профессиональных кадрах. На профориентационных занятиях дети получают знания о путях получения профессий, особенностями допрофессиональной подготовки и трудоустройства.
Весомый вклад в профессиональное самоопределение воспитанников вносит и работа педагогов-психологов, направленная на предварительную профессиональную диагностику, выявление склонностей, способностей, ценностных ориентаций, профессиональных намерений воспитанников. Занятия проводятся по программам «Дорога в будущее», «Я выпускник».
Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод о необходимости расширения знаний воспитанников о разнообразии мира профессий и востребованности этих профессий на рынке труда. Нашим воспитанникам нужно научиться соизмерять свои реальные способности и склонности с запросами и требованиями выбранной профессии. Ведь для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник находил наиболее полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы и средства в поисках своего профессионального места в жизни, на котором мог бы принести пользу обществу и самореализоваться как личность, как профессионал.
|